Когда остановится киевское метро

Несмотря на большой долг, пока метрополитен работает в штатном режиме

Киевский метрополитен вынужден включить режим жесткой экономии. Причина – решение высшего хозяйственного суда Украины, согласно которой предприятие обязано выплатить ООО «Укррослизинг» 2 млрд грн. ABCnews выяснял, как эта ситуация скажется на работе метрополитена и чем обернется для пассажиров.

Суд не попал

25 апреля стало известно, что Высший хозяйственный суд Украины рассмотрел дело по иску ООО «Укррослизинг» в КП «Киевский метрополитен» и принял решение в пользу истца. Это решение было принято в ответ на кассационную жалобу метрополитена, которая оказалась удовлетворена лишь частично. В частности, суд отказал «Укррослизингу» в удовлетворении исковых требований о взыскании пени в сумме 42 млн грн. Но в том, что касается обязательств метрополитена в 2 млрд грн, решения предыдущих судов осталось в силе.Как на самом деле будет перекрыто движение возле МВЦ во время «Евровидения»

Напомним, 16 марта 2017 года счета «Киевского метрополитена» были арестованы по решению Киевского апелляционного хозсуда, который обязал предприятие выплатить «Укррослизингу» почти 2 млрд грн по договору 2009 года на поставку ста вагонов. Из них метрополитен получил всего 51 вагон, но в ходе судебных разбирательств все равно оказался обязан выполнять указанные в договоре финансовые обязательства. Не помогли ни апелляция, ни кассация.

Цифры не радуют

2 млрд грн – это сумма, примерно равная годовому бюджету всего метрополитена. Так, в 2016 году доход предприятия составил 2,09 млрд грн (в 2015 году – 1,81 млрд грн). В то же время расходы метрополитена в 2016 году достигли 2,01 млрд грн (на 4,2% больше, чем в 2015 году). Таким образом, в прошлом году предприятие получило 76,1 млн чистой прибыли. Это первый за 15 лет положительный результат работы предприятия, и он явно лучше, чем 119 млн грн убытков годом ранее. Но этого все равно недостаточно для выплаты обязательств в размере 2 млрд грн.

Ситуация осложняется тем, что, по данным КГГА, киевское метро осуществляет около 44% всех пассажироперевозок в столице (в среднем 1,32 млн пассажиров в сутки или 484,58 млн пассажиров за 2016 год). Причем значительная часть этих перевозок приходится на льготных пассажиров.

Так, по данным, приведенным в Программе социально-экономического развития Киева на 2017 год, по состоянию на октябрь 2016 года держателями «Карточек киевлянина» было более 716 тыс. лиц. Такая карта как раз дает право бесплатного проезда в метро. Если все эти льготники каждый день сделают хотя бы по одной поездке, это составит более половины всех объемов перевозок. Эти цифры сопоставимы с теми, которые озвучивают руководители столичных депо наземного транспорта, когда жалуются на 40-50% льготников.

К сожалению, плата за перевозки пассажиров – это сейчас единственный источник дохода метрополитена. Предприятие, как и другой коммунальный транспорт, не получает ни копейки от размещения рекламы на его территории и в вагонах. «Все идет в городской бюджет, нам перепадают 0 гривен 0 копеек и упреки от пассажиров за навязчивую рекламу. Мы даже не можем оценить, сколько же зарабатывают носители, размещенные в подземке», – отметили в пресс-службе КП.

Бедное метро

В метрополитене признают, что ситуация очень сложная, но не унывают. «Мы будем работать, остановиться не имеем права. Но режим работы будет меняться», – сообщили в пресс-службе метрополитена. Ранее пресс-служба заявляла, что возможно возникновение угрожающей ситуации с выплатой заработной платы работникам, что может привести к напряженности в коллективе.

«Метро работает в штатном режиме и будет работать так и в дальнейшем. Но нам придется экономить на всем, включая зарплату и ремонт подвижного состава», – подтвердил ABCnews источник в метрополитене.

В пресс-службе рассказали о предстоящей экономии более детально. «Поскольку счета заблокированы, у нас нет возможности закупать запчасти и оборудования для текущих ремонтов. Да, есть технологический запас, но его надолго не хватит. По зарплате тоже есть резерв, но небольшой», – сообщили в пресс-службе.

Чем это обернется для пассажиров? Для начала, уже приостановлен ремонт эскалаторов. Подвижной состав будет сниматься с рейсов в случае даже незначительных неисправностей. Поэтому неизбежно будут увеличиваться интервалы движения и загруженность вагонов. «Грубо говоря, если сейчас метрополитен работает на 100%, то через месяц-полтора на линии будет около 80% подвижного состава», – оценили перспективы в пресс-службе перевозчика.

Что будет делать город

В КГГА эту ситуацию назвали «хозяйственным спором, который достался в наследство от предыдущего руководства города. «У города есть профицит бюджета, и теоретически уплатить эту сумму можно, перебросив с других программ, например, ремонта дорог. Но мы надеемся на адекватную реакцию СНБО и включение компании «Укррослизинг» санкционный список», – прокомментировал ABCnews первый заместитель председателя КГГА Геннадий Плис.

23 марта депутаты Киевсовета уже обращались в СНБО, СБУ и прокуратуры с просьбой наложить санкции на «Укррослизинг» как компанию, подконтрольную «Внешэкономбанку». «В условиях войны выплачивать любые суммы агрессору не просто нелогично, а преступление», – подчеркнул Геннадий Плис.

Однако реакции СНБО пока нет. «На следующей неделе мэр направит еще одно письмо в СНБО и силовые ведомства. Мы верим в здравый смысл и то, что увидим в ближайшее время реакцию СНБО. Включения «Укррослизинга» санкционный список будет эффективным не только для Киева, но и для страны в целом. А пока приложим максимум усилий, чтобы работа метрополитена шла без каких-либо осложнений», – пообещал Геннадий Плис.

Напомним, ранее стало известно, что столичный метрополитен хотят продлить до Борисполя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *